?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Доклад на съезде

Пересматривалъ матеріалы и нашелъ свой докладъ на молодежномъ съѣздѣ въ Бразиліи.
_______________________________________________________________________________
О дабы студенъ былъ еси или горящь
тако понеже теплъ еси, и ни студенъ еси ниже горящь
имамъ тя изблевати изъ устъ моихъ. (Апокалипсисъ гл.3 ст.16)

Давайте вспомнимъ, какъ повинуясь бывшему въ пустыни глаголу Божію, св. Іоаннъ Креститель идетъ въ цвѣтущую долину Іорданскую, для выполненія своего призванія свыше. Съ челомъ, покрытымъ глубокою думою, нѣсколько грустною, направляется пустынникъ, къ шумно катящему свои волны Іордану. Вотъ онъ достигъ ужѣ, наконецъ, и самаго берега рѣки. Стекается народъ изъ ближайшихъ поселеній, пустынникъ, полный благодати и силы Истины, начинаетъ говорить, именемъ Бога, онъ призываетъ людей къ покаянію. Живымъ потокомъ, быстрѣе водъ Іорданскихъ льется грозная рѣчь изъ устъ проповѣдника. Силою мощнаго боговдохновеннаго слова своего, проповѣдь св. Предтечи устремляется на главнѣйшую преграду ко спасенію, лежавшую въ сердцахъ іудеевъ. Порожденія ехиднова,— взывалъ св. Іоаннъ:—кто сказа вамъ бежати отъ грядущаго гнѣва; сотворите убо плоды достойны покаянія: и не начинайте глаголати въ себѣ: отца имамы Авраама: глаголю убо вамъ, яко можетъ Богъ отъ каменья сего воздвигнути чада Аврааму. Ужѣ убо и сѣкира при корни древа лежитъ: всяко убо древо не творящее плода добра посекается и во огнь вметается (лук. 3, 7—9). О несмысленный и лукавый родъ, какъ бы такъ говорить св. Предтеча: кто внушилъ вамъ мысль, что для праведности человѣка достаточно одного происхожденія отъ праведнаго предка!? Кто сказалъ вамъ, что для происходящихъ по плоти отъ Авраама не нужна ужѣ забота о чистотѣ ихъ собственной души, излишне упражненіе вѣры въ добрыхъ дѣлахъ? Путемъ, какихъ соображеній дошли вы до погибельнаго убѣжденія, что будто праведный судъ Божій не касается вашей грѣшной души, потому—что вы чада Авраама? Это съ вашей стороны—пагубнейшее заблужденіе, свидѣтельствующее о вашей духовной слѣпотѣ и крайнемъ неведеніи откровеннаго писанія! Внемлите же: предъ лицемъ Божіимъ человѣка дѣлаетъ праведнымъ не заслуга другихъ, а достоинство собственной его души, обогащающейся вѣрою и добрыми дѣлами,— поэтому сотворите плоды достойны покаянія. Послушайте, ваша праведность, чуждая горячей вѣры въ Живаго Бога,— ложная праведность, мнимое благочестіе, ведущее васъ, къ погибели,— поэтому не начинайте глаголати въ себѣ: отца имамы Авраама! Такимъ образомъ, мнимое благочестіе явилось со стороны іудеевъ препятствіемъ къ достойной встрѣчѣ грядущаго спасителя. Мнимые праведники не способны были получить принесенную в мир Иисусом Христом спасительную благодать. Св. Евангелие, благовествующее о делах и учении Сына Божия. Вознесение Его, озлобленным израилем на Крест, показываетъ намъ, что іудейское благочестіе злобно противилось спасительной истинѣ и правдѣ возвѣщаемой Богочеловѣкомъ. Каждый день Іисусъ Христосъ и своимъ божественнымъ словомъ, и своими чудесными дѣлами, призывалъ іудейскихъ мнимыхъ праведниковъ къ нравственному исправленію, каждый день указывалъ Онъ имъ истинный путь спасенія, но они упорно удалялись отъ указываемаго имъ пути, думая въ ослѣпленіи, что ихъ путь спасительнее. Иногда въ глубинѣ своей помраченной души чувствуютъ они, хотя смутно, правоту обличающаго ихъ небеснаго учителя, но ложная увѣренность, въ собственной праведности сейчасъ же заглушаетъ слабый голосъ ихъ совѣсти. Въ душѣ ихъ подымается пустая гордость, распаляетъ непримиримую злобу противъ обличителя и они, попирая всѣ законы справедливости, рѣшаются убить небеснаго праведника, лишь бы только не разстаться съ своимъ ложнымъ благочестіемъ, за которое оказывали имъ уваженіе и почести. Обличая эту открытую вражду противъ правды, Іисусъ Христосъ неоднократно указывалъ своимъ ученикамъ, что такое рѣшительное отверженіе Истины, такая неспособность къ раскаянію происходятъ отъ мнимаго благочестія. Въ одинъ же изъ послѣднихъ дней своей земной жизни Іисусъ Христосъ проклятіемъ безплодной смоковницы, находившейся на пути между Іерусалимомъ и Виѳиніею, открылъ ученикамъ и ту страшную участь, которая ожидаетъ, мнимо благочестивыхъ фарисеевъ. Смоковницу по виду и по листьямъ плодовитую, но на дѣлѣ безплодную Іисусъ Христосъ осуждаетъ предъ своими уче¬никами на совершенную гибель, предсказывая этимъ участь іудейскаго народа, считавшихъ, что ихъ благочестіе заключается въ совершеніи обрядовъ, но не имѣвшихъ плодовъ вѣры и добродѣтели. Какъ безплодная смоковница усыхаетъ, лишается жизни по одному слову Спасителя, такъ и мнимые іудейскіе соблюдатели обрядовъ осуждаются темъ же словомъ Божіимъ на лишеніе жизни вѣчной. Вотъ къ чему привело мнимое благочестіе ветхозавѣтныхъ іудеевъ. Такъ и мы можемъ подпасть къ тому же грозному слову Господню, если будемъ заражены этимъ мнимымъ благочестіемъ. Но какъ все это примѣнимо ко времени, въ которомъ мы съ Вами сейчасъ живемъ? Да Господь обличалъ фарисеевъ, указывалъ, какъ исправиться, но на дворѣ двадцать первый векъ. Векъ новыхъ достиженій и открытій, время, когда все на глазахъ мѣняется. Конечно, все земное мѣняется, а вотъ небесное вѣчное остается неизмѣннымъ. Остается и борьба со врагомъ нашего спасенія и продолжается изъ поколѣнія въ поколѣнье, только форма принимаетъ иной видъ. Такъ и въ наше время, мнѣ думается, какъ и въ ветхозавѣтное, появилась другая вѣра, ложная мнимо благочестивая. Мнѣ кажется, что врагъ незамѣтно для насъ самихъ переводитъ борьбу съ нимъ на борьбу противъ Создателя. Нашими руками онъ хочетъ объявить Творцу о томъ, что Его созданія не ждутъ Его втораго пришествія. Большинство православныхъ людей то и дѣло задаются вопросомъ о страшномъ судѣ. Когда явится антихристъ? Не сейчасъ ли время его правленія, или оно еще не пришло? Какіе на первый взглядъ не праздные вопросы, терзающіе наше сознаніе и душу. Да не праздные, если бы они, эти вопросы, помогали намъ приготовиться къ отвѣту на страшномъ судѣ, а не появлялись по другимъ причинамъ. Происходитъ незамѣтная подмѣна тѣхъ вѣчныхъ цѣнностей, о которыхъ самъ Христосъ говорилъ въ Евангеліи. Незамѣтно для насъ самихъ мы начинаемъ ожидать пришествіе антихриста и его бояться, опасаться и усматривать въ каждомъ нашемъ поступкѣ. О, какіе силы тратятся на это, но притомъ, мы смутно помнимъ о пришествіи ХРИСТА. Оно будетъ, но послѣ пришествія антихриста. А развѣ Господь въ Евангеліи указывалъ бояться антихриста, развѣ онъ училъ, какъ не исполнять заповѣди Небеснаго Живаго Бога, чтобы стать на путь антихристовъ. Развѣ не пронизана вся исторія христіанства о томъ, какъ нужно жить, чтобы не бояться антихриста. Намъ незамѣтно подмѣняютъ вѣру во Христа вѣрою въ пришествіе антихриста. Точно также какъ въ ветхомъ завѣтѣ знали, что придетъ Мессія, и кто-то ждалъ Его, исполнялъ ветхозавѣтный законъ но не по буквѣ, а по духу, и они Его увидѣли. Это были простые смертные люди, мы сейчасъ ихъ называемъ праведниками, но въ ихъ время они также старались исполнить законъ не формально, а отъ сердца, искренне и это была цѣль ихъ жизни. И мы если будемъ ожидать ежедневно пришествіе Христа, и каждый будетъ помнить что для меня сегодня придетъ ангелъ смерти и похититъ мою душу на отвѣтъ передъ Творцомъ, то и жизнь приметъ совсѣмъ другой смыслъ. Если не на словахъ, а на дѣлѣ я буду видѣть сегодня конецъ моей земной жизни, то я каждый день буду ждать пришествіе Христа. Не буду думать и утѣшать себя мыслями, что черезъ годъ или позже, когда придетъ антихристъ, и онъ будетъ править три съ половиной года, а потомъ лишь придетъ Христосъ, а за это время я смогу пожить, приготовиться, успѣть подѣлать добрыхъ дѣлъ. Мы должны жить такъ, какъ тѣ ветхозавѣтные праведники, которые знали, что придетъ Мессія, но не знали когда и были въ ожиданіи все время, приуготовляя свою душу къ отвѣту. Но были, какъ мы знаемъ въ ветхомъ завѣтѣ и такіе люди, которые какъ бы и ожидали пришествіе Мессіи, и въ тоже время только формально исполняли законъ, не видя въ немъ смысла своей жизни. Думали что они благочестивые, но на самомъ дѣлѣ это ихъ «благочестіе» и помѣшало разсмотрѣть пришествіе въ миръ Спасителя. Мнимо благочестивые — это тѣ люди, которые берегутъ себя отъ грубыхъ только пороковъ и явныхъ злодѣяній, но спокойно предаются обыкновеннымъ слабостямъ, которые слушаютъ и поученія духовныя, молятся, исполняютъ и другіе дѣйствія Богопочитанія, но все это дѣлаютъ только наружно, безъ должнаго благоговѣнія и усердія. Чтутъ Бога только устами своими, а сердце ихъ далеко отстоитъ отъ него. Бываетъ, что они рѣшаются и простить своего врага даже примириться съ нимъ, но для нихъ достаточно ничтожнаго предлога, чтобы опять возобновить къ нему злобу и готовность самымъ низкимъ образомъ мстить ему до самаго гроба. Сегодня, напримѣръ, они сострадательны къ бѣдному, желаютъ даже облегчить его тяжелую участь, но назавтра же, ихъ сердце можетъ очерствѣть и удержать руку помощи тамъ, гдѣ дѣло идетъ о голодной смерти брата ихъ во Христе. Иногда они и благотворятъ, но благотворятъ или изъ тщеславія, или, же по другимъ какимъ-либо своекорыстнымъ расчетамъ. Иначе говоря, мнимо благочестивые — это, тѣ изъ христіанъ, которые исповѣдуютъ Христову вѣру, именуются христіанами, но живутъ не по-xpисполняют истиански, внѣшнюю обрядовую сторону вѣры, но не имѣютъ въ себѣ ни постоянной любви къ Богу и ближнему, ни ревности къ исполненію обязанностей, ни самоотверженія, ни раскаянія, ни даже легчайшихъ христіанскихъ добродѣтелей. Каждый православный христіанинъ желающій очистить свое сердце - долженъ памятовать о Богѣ, постоянно видѣть Его передъ собою. Тѣмъ, которые хотятъ очиститься отъ своей грѣховности недостаточно лишь только разъ въ недѣлю, придя въ храмъ, упражняться въ молитвѣ, а въ остальное время оставлять молитву. Наоборотъ необходимо постоянно находиться въ трезвеннии ума и молитвѣ. Въ бесѣдѣ съ ближнимъ видѣть что ты бесѣдуешь съ образомъ Божіимъ, а не съ сосѣдомъ. Постоянное памятованіе о Живомъ Богѣ, будь то на работѣ, въ дорогѣ или еще гдѣ-нибудь, говоря душѣ своей: « помни, что тебѣ предстоитъ предстать Живому Богу», мало по малу привлекаетъ въ душу человѣка благодать Божію. И тогда лишь мы начнемъ осознавать, что Богъ не нуждается въ нашихъ молитвахъ, въ нашихъ свѣчахъ по воскреснымъ лишь днямъ, а это мы нуждаемся въ непрестанной помощи отъ Господа. Когда мы перестанемъ думать что я сходилъ въ храмъ, купилъ подороже свѣчку, подалъ записку и теперь Господь мнѣ долженъ помочь въ рѣшеніи моихъ какихъ то земныхъ вопросовъ? А гдѣ же наше сердце? Кто въ немъ живетъ? Почему мы о немъ вспоминаемъ только въ Церкви? Почему мы готовы, что-то сдѣлать только въ Церкви? Подобно тому какъ хотящій очистить золото, если допуститъ на короткое время угаснуть огню въ горнилѣ, то произойдетъ остываніе и затвердѣніе золота. Такъ и мы когда по временамъ иногда занимаемся памятованіемъ о Богѣ, а иногда оставляемъ это занятіе, праздностью погубляемъ то, что думаемъ, собрали молитвою. Отъ святыхъ отцовъ мы знаемъ, въ чемъ состоитъ служеніе Богу! Конечно не въ чемъ иномъ какъ въ устраненіи изъ ума всего чуждаго, когда славословимъ Бога. Да не будетъ въ насъ услажденія чемъ - либо земнымъ въ то время когда мы молимся Ему. Да не будетъ въ насъ злобы, въ то время какъ мы воспѣваемъ Его. Да не будетъ въ насъ ненависти къ ближнему въ то время, когда покланяемся Ему. Всемъ этимъ душа омрачается, содержится въ плѣну, и, имѣя эти страсти въ себѣ, не можетъ приносить чистаго служенія Богу. Невозможно, чтобы Христосъ пребывалъ въ человѣкѣ вмѣстѣ съ грѣхомъ. Если вселился въ тебя Христосъ - то умеръ въ тебѣ грѣхъ. Трезвись противъ духа, наводящаго печаль на человѣка. Онъ распростираетъ многіе сѣти, чтобы уловить тебя и ввергнуть въ разслабленіе. Печаль по Богу приноситъ радость и утверждаетъ человѣка въ волѣ Божіей. Напротивъ того врагъ ищетъ чтобы ты оставилъ подвигъ христіанскій и предался отчаянію. Знай что демонскій помыселъ тотъ, который скажетъ: « Куда убѣжишь? Покаянія не имѣешь, прощенія не получишь». Но будемъ всегда обращаться къ своей совѣсти, спрашивая самихъ себя, истинно-ли добродѣтеленъ я или только мнимо благочестивъ? Если послѣ чистосердечнаго внутреннаго самоиспытания, каждый изъ насъ найдетъ что сердцѣ его пламенѣетъ огнемъ радости, когда до него доходятъ ученія и наставленія нашей вѣры, если мы найдемъ себя противящимся соблазнамъ міра сего, и сердцѣ наше всецѣло преданное Богу, тогда значитъ и мы недалеко отстанемъ отъ Царствія Небеснаго. Но если совѣсть наша скажетъ намъ противное, если она обличитъ насъ въ безсиліи, недостоинствѣ, излишней заботливости миру и нашимъ склонностямъ, то значитъ опасность мнимаго благочестія близка къ намъ. Конечно, намъ необходимо всегда знать и помнить что Господь не только наказующій, но и любящій Отецъ и это главнѣе. Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ придетъ вторымъ своимъ пришествіемъ на землю и сядетъ на престолѣ судитъ, живимъ и мертвымъ, то Онъ будетъ выискивать не то, за что насъ нужно наказать, а то за что насъ можно оправдать. Будемъ же стараться чтобы Его пришествіе изобличило нашу борьбу съ грѣхомъ - а не сонное наше состояніе.