?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у archiv в Синодик РПЦЗ. Епископ Иоанн (Геваргизов)

Епископ Иоанн, в мiру Моисей Геваргизов, родился в семье несториан в провинции Урмия, в то время самой северной провинции Персии, граничащей с Россией. Во времена рождения Епископа Иоанна некогда сильная несторианская церковь, распространявшая свое влияние по всей Азии, от Ближнего Востока до Китая, находилась в трудном положении. Столетия преследований со стороны мусульманских правителей поставили несториан на колени; их число еще более уменьшалось в результате агрессивной миссионерской деятельности католиков и американских протестантов, первые из которых склоняли несториан к унии, а вторые - к "библейскому христианству".

В молодости Епископ Иоанн в течении четырех лет учился в американской пресвитерианской миссионерской школе в Урмии, а затем еще пять лет в англиканской миссионерской школе в Урмии, которую закончил в 1891 г. В 1889 он стал диаконом англиканской миссии, где и служил. Возможно, он стал диаконом и в несторианской церкви, поскольку англиканские миссионеры не пытались склонить несториан к переходу в англиканскую церковь, а, скорее, обучали их и убеждали отказаться от своих еретических взглядов. После этого англиканские миссионеры готовы были вступить в общение с "Ассирийской церковью" (как они называли несториан, отказавшихся от своих еретических верований). Целью англиканской миссии в Урмии было именно такое воссоединение с "Ассирийской церковью" в соответствии с теорией "ветвей Христианства", которая была модной в англиканской церкви в то время. Возможно, они надеялись на то, что впоследствии эту теорию признают и католики, и православные...

В середине 1890-х годов Абун Мар Йонан, несторианский епископ Урмии, обратился в Священный Синод Русской Православной Церкви с просьбой принять его и его паству в Русскую Церковь. В 1898 г. Мар Йонан отправился в Санкт-Петербург где он, вместе с несколькими клириками, принял Православие. Они были приняты в Русскую Православную Церковь в сущем сане через исповедание веры в праздник Благовещения в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Службы возглавлял Митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев). В том же году принял Православие и Епископ Иоанн, и был поставлен в диаконы Мар Йонаном. В точности неизвестно, был ли будущий Епископ Иоанн также принят в сущем сане через исповедь или же был рукоположен Мар Йонаном.

В том же 1898 г. Священный Синод Русской Православной Церкви учредил в Урмии Русскую Духовную миссию, с целью содействовать Мар Йонану в обращении и просвещении его паствы. Будущий Епископ Иоанн служил диаконом в Урмийской Духовной миссии с 1898 по 1905 г. Затем он преподавал арифметику, географию и церковную историю в миссионерской школе с 1905 по 1907 г. В 1907 г. он был рукоположен в священники Абуном Мар Элией (Абрахам), преемником Мар Йонана.

С 1909 по 1912 г. будущий Епископ Иоанн был настоятелем храма Св. Ефрема Сирина в столице Грузии Тифлисе, открытого для православных ассирийцев. Там, в Тифлисе, в 1911 г. скончалась его супруга. С 1912 по 1914 г. он снова служил в Урмийской миссии, а после начала Первой Мировой войны в 1914 г. был эвакуирован из Урмии в Ереван, где находился до 1915 г. С 1915 по 1917 г. он вновь служил в урмийской миссии.

В 1918 г., когда мусульмане начали новые преследования христиан в северной Персии, более 100000 христиан - православных, униатов и протестантов - бежали из Персии на юг, в Ирак, в том числе и будущий Епископ Иоанн. Многие из них так и не сумели спастись от мусульман и были убиты. Православные ассирийцы в конце концов оказались в Багдаде. Епископ Иоанн почти сразу вернулся в Урмию, к оставшимся там православным.

В 1921 г., поскольку общение с Патриархом Московским Тихоном было невозможно, Абун Мар Элия (Абрахам) вступил в общение а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. В середине 20-х годов будущий Епископ Иоанн получил сан протоиерея, затем принял монашеский постриг в Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а в 1931 г. в Белграде был хиротонисан в епископы и сменил во главе Урмийской и Сальмской епархии Абун Мар Элию, скончавшегося в 1928 г. Хиротонию возглавлял Митрополит Антоний (Храповицкий).

Архиепископ Гермоген, Блаженнейший митрополит Антоний и епископ Иоанн. Белград.

Епископ Иоанн жил в Багдаде, вместе с большинством своей паствы. В 1945 г., в связи с преклонным возрастом, он ушел на покой и впоследствии уехал в США, где жил в Чикаго у своего сына. В начале 50-х годов Епископ Никон (Рклицкий, впоследствии Епископ Вашингтонский и Флоридский), посещая Чикаго "встретился с Епископом Урмийским и Сальмским Иоанном, старейшим нашим архиереем и духовным отцом православных ассирийцев". Владыка Никон отметил, что Епископ Иоанн говорит на том же языке, на котором говорил Господь Иисус Христос, и был переводчиком в Русской Церковной миссии в Урмии. Приехав в Чикаго, он узнал, что в этом городе и его окрестностях живет несколько тысяч православных ассирийцев, оставшихся без духовного окормления. Когда Владыка Никон посещал Епископа Иоанна, он нашел его "окруженным американцами ассирийского происхождения", которым Епископ Иоанн читал Библию на их родном языке. Архиерейский Синод, в лице Архиепископа Чикагско-Кливлендского (впоследствии Чикагско-Детройтского) Григория (Боришкевича), протопресвитера Аркадия Цепуро, протопресвитера Георгия Граббе и протопресвитера Адриана Рымаренко (впоследствии Архиепископа Новодивеевского Андрея) поместил Епископа Иоанна в Ново-Дивеевский монастырь в Спринг-Вэлли, Нью-Йорк, где он скончался в 1962 г. в возрасте 105 лет и был похоронен на монастырском кладбище. Вечная память!

Литература:
Формулярный список священника Урмийской Православной Духовной Миссии о. Моисея Геваргизова // Архив Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.
Abramtsov, Father David. 'The Assyrians of Persia and the Russian Orthodox Church' // One Church No. 6, 1960.
Bolshakoff, Serge. The Foreign Missions of the Russian Orthodox Church SPCK London, England 1943.
Coakley, J.F. The Church of the East and the Church of England: A History the Archbishop of Canterbury's Assyrian Mission. Clarendon Press Oxford, England 1992.
Никон (Рклицкий), архиеп. Мой труд в винограднике Христовом, Том 2. Свято-Троицкий Монастырь Джорданвилл, Нью-Йорк 1993.

О Российской православной миссии в Урмии, можно прочитать статью игумена Стефна (Садо). http://www.atranews.com/religion/sado/sado.htm


Comments

( 1 comment — Leave a comment )
churhchierarchy
Apr. 3rd, 2014 08:02 am (UTC)
Судя по всему и американские (чикагские), и иракские, и урмийские православные ассирийцы впоследствии либо вернулись в Ассирийскую Церковь Востока, либо еще куда-то ушли. Только в Грузии еще остались организованные православные ассирийцы. А так хорошо начиналась миссия...
( 1 comment — Leave a comment )